Главная » 2010 » Январь » 15 » ГАЗ-13 "Чайка" ( 32 фото )
14:07
ГАЗ-13 "Чайка" ( 32 фото )
 ГАЗ-13 "Чайка" 1-е фото

    ГАЗ-13 "Чайка" - cерийный автомобиль выпускался в 1959-1981-м годах.

    Началась история "Чайки" во второй половине 1955-го года, в этом году был создан автомобиль ГАЗ-13 "Чайка", который был спроэктирован на базе "ЗИМ"а и очень походил внешне на него.

    Через некоторое время для НАМИ были закуплены в Америке Packard Executive Patrician и Packard Caribien и конструкторы предприятий ГАЗ, ЗИЛ и НАМИ, взялись изучать эти образцы. Видимо, изучение именно этих машин повлекло за собой большое сходство позднее выпущенных  ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" с "Паккардами".

    В 1956-м году было изготовлено два натурных макета "Чайки". Эти два макета существенно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.

    В 1957-м году было изготовлено два ходовых опытных образца, которые отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и двигателями (объем 4,9л против 5,5л). В то же время они были представлены на закрытой выставке НАМИ. Был выбран один из опытных образецов и начато его мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний - было изготовлено не менеее 9-ти автомобилей. Они отличались внешне - все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

    Протяженность испытательного пробега составила приблизительно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. У автомобилей была позолоченная решетка (это видно на цветных фото опытных образцов) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.

    В январе 1958-го года был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58, которая проходила с апреля по октябрь в Брюсселе,"Э-2" - экспериментальный образец бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами "ЧАЙКА" на капоте. На "брюссельском" экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.

    Официально ГАЗ-13 "Чайка" стали выходить из ворот автозавода 16 Января 1959-го года, однако еще осенью 1958-го года на конвеере стояли первые "Чайка" черного и двуцветного окраса. Первые машины отличались от массовой последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо, и еще некоторыми мелочами.

    В несколько последующих лет ГАЗ-13 неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках: Женева, Нью-Йорк, Брно, Будапешт. На Нью-Йоркской выставке, проходившей в 1959-м году, была представлена одноцветная "Чайка" (вероятнее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной "Чайка""шахматной" фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая "Чайка" экспонировалась на ВСХВ (сейчас ВДНХ) в павильоне "Машиностроение".

    В 1961-м году на Горьковском Автомобильном Заводе на базе ГАЗ-13 "Чайка" был изготовлен вариант с кузовом "кабриолет" ГАЗ-13Б. Паралельно с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом типа "лимузин" (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня известно порядка 10 сохранившихся кабриолетов и один лимузин с перегородкой.

    В 1961-м году предприняли попытку рестайлинга ГАЗ-13 "Чайка". Судя по известной фотографии ( фото сзади до сих пор не найдено) изменения коснулись в основном передка - появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, также изменился передний бампер. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом без изменений остались боковины кузова. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не внесли и "Чайка" в прежнем дизайне выпускалась количеством порядка 150-ти штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей ГАЗ-13 "Чайка". На единственной известной фотографии четырехфарной "Чайки" имеется следующая надпись: "15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль - это новый пассажирский автомобиль "Чайка". Автомобиль - одна из двух модернизированных версий советской "Волги" и "Чайки", которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль - подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября." В советской прессе эта фотография была опубликованна в журнале "Автомобильный транспорт" в июле 1962-го года.

    В 1962-м году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически: появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски на авто с другими колпаками. Изменили и материал обивки салона на более "шинельный" серо-зеленый цвет.

    В начале 70-х годов на левой двери "Чайки" появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). У него свой собственный дизайн - форма и ножка. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.

    В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 "Чайка", на ГАЗ-13-й модели произошли изменения в салоне: с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка "под дерево", а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 - горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника - транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпеды с правой стороны). Именно такая, одна из последних, "Чаек" стоит в музее Горьковского Автомобильного Завода.

    Кроме известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 "Чайка" выпускались различные киносъемочные автомобили. Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана - не исключено, что это также были варианты автомобилей для киносъемок. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13 "Чайка". Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 "Чайка" и "ЗИМ"а, получивший в народе название "ослобык". Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий "табель о рангах". И если по должности чиновнику был положен "ЗИМ", то ездить на "Чайке" было очень неосмотрительно. Но очень хотелось!!! Выход нашли сообразительные военные. На одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия "Чаек" с элементами кузова от "ЗИМ"а. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.

    Известен факт, так сказать, "нецелевого" использования "Чайки", вопреки номенклатурным правилам, "Чайка" находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы, она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью.

    Отдельного внимания заслуживает "полупикап" на базе ГАЗ-13 "Чайка". Таких машин построили всего четыре. Все они были отправлены на экспорт: две - в КНР, а две другие Н.С.Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль воспринимается как странный гибрид американского дорожного крейсера 50-х годов с пикапом, однако использовались они только в самых торжественных случаях - во время государственных визитов, первомайских визитов и октябрьских праздников. В беспроводной микрофон, вмонтированный в поручень, можно передавать необходимые команды на трибуны.

    Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса - это открытый "катафалк" на базе седана ГАЗ-13 "Чайка".

    Своеобразной переделкой (а точнее прообразом) можно назвать первый ходовой экземпляр ГАЗ-14 "Чайка" собраный в 1974-м году, который базировался на агрегатах ГАЗ-13-ой модели.

    На ГАЗ-13 "Чайка" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 "Чайка" обслуживало московский дипломатический корпус: послов ГДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, "Чайку" получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавали в "Интурист", а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей - такие автомобили часто перекрашивали в белый цвет, но иногда оставляли в своем традиционном черном.

    Разновидности седана ГАЗ-13 "Чайка":
    Известно о двух модификациях седана, отличных от базовой заводской версии - "машина связи и сопровождения" (отличалась дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа "Роса", установленному в багажнике на специальных кронштейнах) и "машина-толкатель" (в кортеже сопровождения шла впереди колонны, имела усиленный передок, предназначалась в экстренном случае с ходу сталкивать возможные машины на пути). По второй модификации информация документально не подтверждена.
    Аварии:
    Официально известно о двух случаях попадания "Чайки" в ДТП во времена СССР. Оба случились в 70-х годах, ДТП закончились смертельным исходом. В одной из аварий погиб член Политбюро ЦК КПСС Мошеров, в другой один из министров ГДР.

    (Информация приведена с использованием материалов Николая Ковтуна, опубликованным в авто-конференции "Авто.ру")

ГАЗ-13 "Чайка" 2-е фото ГАЗ-13 "Чайка" 3-е фото
ГАЗ-13 "Чайка" 4-е фото ГАЗ-13 "Чайка" 5-е фото
ГАЗ-13 "Чайка" 6-е фото ГАЗ-13 "Чайка" 8-е фотоГАЗ-13 "Чайка" 7-е фото
ГАЗ-13 "Чайка" 9-е фото ГАЗ-13 "Чайка" 10-е фото
ГАЗ-13 "Чайка" 11-е фото ГАЗ-13 "Чайка" 12-е фото
ГАЗ-13 "Чайка" 13-е фото ГАЗ-13 "Чайка" 14-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 1-е фото модельки ГАЗ-13 "Чайка" 2-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 3-е фото модельки ГАЗ-13 "Чайка" 4-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 5-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 6-е фото модельки ГАЗ-13 "Чайка" 7-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 8-е фото модельки ГАЗ-13 "Чайка" 9-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 10-е фото модельки ГАЗ-13 "Чайка" 11-е фото
модельки ГАЗ-13 "Чайка" 12-е фото модельки ГАЗ-13 "Чайка" 13-е фото
салон ГАЗ-13 "Чайка" 1-е фото салон ГАЗ-13 "Чайка" 2-е фото
 салон ГАЗ-13 "Чайка" 3-е фото салон ГАЗ-13 "Чайка" 4-е фото
салон ГАЗ-13 "Чайка" 5-е фото

Железнодорожные перевозки. Перевозка автомобиля в контейнере по России transportation-amp.ru
Категория: Модельный ряд | Просмотров: 17270 | Добавил: Kwz | Рейтинг: 2.7/10


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]